Главные вкладки

Новый закон об обращениях граждан, или Электронно-бумажный документооборот

18 июля была опубликована закона "Об обращениях граждан и юридических лиц". Сам закон вступит в силу через 6 месяцев, но уже сейчас стоит иметь в виду, что:

1. Обращения можно будет отправлять в электронной форме, поэтому той же Администрации президента придется наконец принимать их в своей электронной приемной, как это уже делают многие исполкомы без всякого закона.

Беглый осмотр закона оставил несколько вопросов:

2. В статье 12 "Требования, предъявляемые к обращениям" в пп. 1-2 (обращения физ- и юрлиц) есть норма о том, что обращение должно содержать личную подпись заявителя. В случае с электронной формой это получается как-то странно - не прикладывать же скан подписи?

3. То же самое касается ответов на письменные обращения (ст. 18): они тоже должны быть подписаны, но закон не уточняет, как быть с электронной формой.

4. А вот формат электронных ответов на электронные обращения все-таки прописан отдельно (ст. 25, п.6). Отвечающему позволено оставить в электронным письме не подпись, а свою фамилию и инициалы. Почему эту же возможность не прописали выше для эл. обращений заявителей - не понятно.

Одна интересная деталь. В ст. 9 "Обязанности заявителей" без всяких определений используются понятия "формализм", "бюрократизм", "волокита" и др., а чуть в ст. 8 заявителей обязуют не материться и вести себя вежливо.

После прочтения остался один вопрос: Как регистрируется электронный ответ на электронное обращение?

По закону его можно отправить на эл. почту заявителя, но по дороге возможно всякое: сервер отказал, сработал спам-фильтр или заявитель просто не заметил/ случайно удалил письмо.

Закон предлагает выход: заявитель может в своем эл. обращении попросить направить ему ответ в письменной форме (авторы закона, получается, не считают электронную форму письменной).

А вот электронного реестра отправленных ответов, выходит, не предусмотрено. Т.е. наше электронное государство остается наполовину бумажным.