Главные вкладки

Государственные расходы в Беларуси: Таможенный комитет

После известного семинара по белкапитализму осталось много конкретных вопросов о доле разных ведомств в белорусском бюджете. Пересчитывать государственный бюджет - дело трудное, но нужное, поэтому надо с чего-то начинать.

Коллега Maz_D уже замахнулся на весь республиканский бюджет, а я начну делать короткие вытяжки по отдельным ведомствам. Особенно меня интересуют силовики, но первый пост будет о Государственном таможенном комитете РБ.

Рабочая гипотеза

Еще раз про гипотезу, которую я держу в уме, когда занимаюсь всеми этими расчетами. Она такова: с 2007 года белорусское государство работает по новым экономическим правилам - с разделением пошлин на нефтепродукты, с повышающимися ценами на российский газ и нефть и т.д. Все это приводит к сокращению бюджетных доходов, а эта неприятность с последствиями.

Белорусское государство слабеет и должно будет как-то реагировать, например, сокращать собственные расходы (или уменьшать число дольщиков - об этом отдельно в теме про темпы борьбы с коррупцией). Поэтому во всех массивах данных, которые здесь приводятся, я в первую голову смотрю на показатели около 2008 года, а также делаю другие предположения.

Расходы на ГТК

Теперь к теме поста. На первой диаграмме показана общая динамика расходов только республиканского бюджета на нужды ГТК. Суммы пересчитаны в долларах по средневзвешенному курсу белорусского рубля по отношению к USD за год принятия бюджета (т.е. за предыдущий год).

Объяснить резкий скачок в запланированных на 2009 год расходах сложно. Бюджет принимали уже после парламентских выборов, которые не были признаны ОБСЕ. Тем не менее, я все-таки предположу, что бюджет ГТК на 2009 год планировали из расчета признания парламентских выборов Западом, а провал избирательной кампании не успел отразиться на бюджете. В конце концов, не урезать же его после вердикта миссии ОБСЕ. Ниже на диаграмме это показано более наглядно.

Смотрим вниз. На этой картинке подробно отображены расходы по отдельным статьям. Обратите внимание на рост по статьям "Международная деятельность" и "Международное сотрудничество" на 2009 и 2011 годы. Вполне резонно предположить, что Комитет рассчитывал на усиление международных контактов своих сотрудников после признания выборов Западом.

Более того, резкий рост аппетитов ГТК на 2011 год дает повод думать, что в комитете всерьез надеялись на признание ОБСЕ президентских выборов и на последующую активизацию трансграничной активности на европейском направлении. Для чего, разумеется, следовало бы повысить квалификацию персонала и переподготовить кадры.

Это, конечно, гипотеза. У ГТК при любом политическом климате хватает работы - центр Европы, как никак. Но все-таки надо же как-то объяснить такие прыжки в расходах. Отдельная тема, разумеется - сама структура финансирования ГТК, которое наверняка не ограничивается только республиканским бюджетом.

В целом же главная гипотеза о реакции на сокращение расходов государственного бюджета подтверждается только отчасти: с 2009 года действительно виден небольшой спад, но картину нужно уточнять на примерах других ведомств.