Главные вкладки

Обзор расходов местных бюджетов в Беларуси

Анализ сделанных в течение года корректировок запланированных расходов бюджетов областей, районов и городов областного подчинения Республики Беларусь обнаруживает две значимые тенденции: сокращение социальных расходов и рост расходов на “несоциальные” сферы*.

На уровне бюджетов областей основной рост запланированных расходов происходит по статье “Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство”. При этом, наиболее идеологически значимые для белорусского государства социальные статьи расходов – образование и здравоохранение – растут в пределах 1%, а расходы по статье “Социальная политика” неуклонно сокращаются.

Похожая картина наблюдается на уровне бюджетов районов и городов областного подчинения. Существенно растут расходы на нужды национальной экономики (прежде всего, сельского хозяйства), а также на сектор ЖКУ и жилищного строительства. Социальные статьи расходов либо незначительно растут (расходы на образование и здравоохранение), либо сокращаются (расходы на социальную политику).

Областной уровень: физкультурно-строительный уклон

Запланированные расходы областных бюджетов с учетом сделанных в течение года уточнений выглядят так (в млрд рублей):

Область План Уточнено % Уточнений
Минская 8923.27 9601.81 7.6 2
Гомельская 13451.64 14012.44 4.2 2
Могилевская 9202.83 9503.73 3.3 2
Витебская 8761.56 9043.16 3.2 5
г. Минск 25290.18 27397.68 8.3 4
Брестская 9314.53 10024.81 7.6 2
Гродненская 7797.53 8281.66 6.2 2
ВСЕГО 82741.54 87865.29 6.2 19

Рост совокупных расходов составляет 6,2%. Такой рост можно объяснить попыткой местных властей скорректировать расходы на уровень потребительской инфляции, которая в январе-августе по республике составила 8,2%. Однако, подробный анализ расходов по отдельным сферам обнаруживает крайне неравномерное распределение финансирования – вплоть до сомнений в сохранении социального характера белорусского государства в 2013 году.

А именно, сохраняется обнаруженная в предыдущем обзоре тенденция роста расходов в сфере ЖКУ и жилищного строительства бюджетов областей в ущерб “социальным” статьям бюджета. В сфере расходов на ЖКУ и ЖС заметен наибольший рост ожидаемого финансирования как в абсолютном (+4,2 трлн рублей), так и в относительном выражении (+41,9%) по сравнению с первоначальными планами, которые принимались в декабре прошлого года. На этом фоне особенно неожиданно выглядит фактическая заморозка расходов на образование и здравоохранение: их рост ожидается в пределах 1%.

Изменение совокупных расходов бюджетов областей и г. Минска по отдельным функциям выглядит следующим образом (в млрд рублей):

Функция План Уточнено %
ЖКУ и жилищное строительство 9931.11 14091.62 41.9
Физкультура, спорт, культура и СМИ 3302.99 4292.71 30
Национальная экономика 12625.35 14222.73 12.7
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 625.48 654.89 4.7
Здравоохранение 10413.74 10504.07 0.9
Образование 8874.96 8958.48 0.9
Национальная оборона 44.28 44.47 0.4
Общегосударственная деятельность 33401.51 31759.78 -4.9
Социальная политика 3127.49 2964.38 -5.2
Охрана окружающей среды 394.63 372.16 -5.7

Как уже отмечалось в предыдущем обзоре, главными получателями дополнительных средств по статье “ЖКУ и жилищное строительство” оказываются строительные и коммунальные управления областных исполнительных комитетов.

В частности, Комитет по архитектуре и строительству Брестского облисполкома увеличил свой план по расходам на 65,8% с 1,18 трлн до 1,97 трлн рублей. Комитет по архитектуре и строительству Витебского облисполкома – на 37,9% с 859 млрд до 1,18 трлн. Управление ЖКХ Гомельского облисполкома – на 57,2% с 334 млрд до 525,5 млрд. Комитет по архитектуре и строительству Гродненского облисполкома - на 27,3% с 1,52 трлн до 1,94 трлн. Управление капитального строительства Миноблисполкома - на 31,6% с 1,4 трлн до 1,9 трлн. Комитет по архитектуре и строительству Могилевского облисполкома - на 28,7% с 983 млрд до 1,27 трлн.

Эти данные подтверждают серьезность намерений белорусских властей по реформе строительной отрасли республики. Вполне вероятно, что принятые с начала года строгие дисциплинарные меры (работа группы под управлением главы АП Кобякова), кадровые решения (вплоть до отставки руководства Минархитектуры и строительства) и антикоррупционные санкции вызваны как раз значительными размерами вливаемого в эту сферу государственного капитала. Ожидаемое дополнительное финансирование этого сектора на областном уровне в текущем году уже составляет 4,2 трлн рублей или в пересчете около USD 460 млн.

Что касается расходов по статье “Физкультура, спорт, культура и СМИ”, то рост наблюдается по соотв. сферам (физическая культура, спорт, и культура), а основное падение расходов на “Общегосударственную деятельность” приходится на нерасшифрованную статью “Другая общегосударственная деятельность”.

Базовый уровень: сельскохозяйственно-строительный уклон

В течение года в бюджеты 118 белорусских районов и 10 городов областного подчинения** было внесено 293 поправки, или в среднем 3 поправки в каждый бюджет. В результате, совокупные ожидаемые расходы выросли на 3,6% с 52,6 трлн до 54,5 трлн рублей.

Наибольшая активность наблюдается в бюджетах города Гомеля, а также Минского, Светлогорского, Сенненского и Шумилинского районов: в эти бюджеты изменения вносились по 5 раз. Наиболее строгая бюджетная дисциплина наблюдается в Ивановском, Крупском, Октябрьском и Солигорском районах: планы этих бюджетов остаются нетронутыми с декабря 2012 года.

Общая картина расходов и корректировок бюджетов районов и городов областного подчинения выглядит так (в млрд рублей, таблица интерактивная):

Изменение совокупных расходов бюджетов по отдельным функциям выглядит так (в млрд рублей):

Функция План Уточнено %
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 0.58 13.29 в 22,9 раза
Национальная экономика 1492.53 2309.64 54.7
Национальная оборона 6.81 9.34 37.2
Охрана окружающей среды 33.03 40.79 23.5
ЖКУ и жилищное строительство 10965 11696.6 6.7
Физкультура, спорт, культура и СМИ 3040.85 3097.02 1.8
Образование 19698.29 19913.2 1.1
Здравоохранение 11956.39 12057.69 0.8
Общегосударственная деятельность 2862.85 2709.66 -5.4
Социальная политика 2572.92 2396.72 -6.8

Рост расходов по статье “Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности” во многом объясняется включением этой статьи в бюджетные сметы ряда районов в течение 2013 года. Поскольку ранее силовые функции белорусского государства финансировались преимущественно через республиканский бюджет, то активное включение данной статьи в местные бюджеты в текущем году логичнее всего объяснить идущей реформой правоохранительных органов, а именно “разгрузкой” силовых органов с целью более широкого привлечения гражданских властей к охране правопорядка. Если в начале года расходы по этой статье имелись в бюджетах лишь 4-х районов (Мостовского, Столбцовского, Слуцкого и Узденского), то по состоянию на сентябрь соотв. статья значилась в бюджетах уже 67 районов и городов.

Основной рост расходов по статье “Национальная экономика” приходится на сферу сельского хозяйства. В отличие от областного уровня, наибольший рост расходов по статье “ЖКУ и жилищное строительство” наблюдается не в строительном, а в коммунальном секторе – по статьям “Благоустройство населенных пунктов” и “Жилищно-коммунальное хозяйство”.

***

* В анализе не учитывались расходы бюджетов первичного уровня – сельских и поселковых Советов. Данные актуальны на 23 сентября 2013 г.

** В начале года принятые на 2013 год бюджеты городов Орши и Полоцка были включены в состав бюджетов Оршанского и Полоцкого районов. Для удобства отображения данных, в этой статье принятые в декабре 2012 года расходы бюджетов городов Орши и Полоцка были включены в состав первоначальных планов бюджетов Оршанского и Полоцкого районов соотв.