Анализ сделанных в течение года корректировок запланированных расходов бюджетов областей, районов и городов областного подчинения Республики Беларусь обнаруживает две значимые тенденции: сокращение социальных расходов и рост расходов на “несоциальные” сферы*.
На уровне бюджетов областей основной рост запланированных расходов происходит по статье “Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство”. При этом, наиболее идеологически значимые для белорусского государства социальные статьи расходов – образование и здравоохранение – растут в пределах 1%, а расходы по статье “Социальная политика” неуклонно сокращаются.
Похожая картина наблюдается на уровне бюджетов районов и городов областного подчинения. Существенно растут расходы на нужды национальной экономики (прежде всего, сельского хозяйства), а также на сектор ЖКУ и жилищного строительства. Социальные статьи расходов либо незначительно растут (расходы на образование и здравоохранение), либо сокращаются (расходы на социальную политику).
Областной уровень: физкультурно-строительный уклон
Запланированные расходы областных бюджетов с учетом сделанных в течение года уточнений выглядят так (в млрд рублей):
Область | План | Уточнено | % | Уточнений |
Минская | 8923.27 | 9601.81 | 7.6 | 2 |
Гомельская | 13451.64 | 14012.44 | 4.2 | 2 |
Могилевская | 9202.83 | 9503.73 | 3.3 | 2 |
Витебская | 8761.56 | 9043.16 | 3.2 | 5 |
г. Минск | 25290.18 | 27397.68 | 8.3 | 4 |
Брестская | 9314.53 | 10024.81 | 7.6 | 2 |
Гродненская | 7797.53 | 8281.66 | 6.2 | 2 |
ВСЕГО | 82741.54 | 87865.29 | 6.2 | 19 |
Рост совокупных расходов составляет 6,2%. Такой рост можно объяснить попыткой местных властей скорректировать расходы на уровень потребительской инфляции, которая в январе-августе по республике составила 8,2%. Однако, подробный анализ расходов по отдельным сферам обнаруживает крайне неравномерное распределение финансирования – вплоть до сомнений в сохранении социального характера белорусского государства в 2013 году.
А именно, сохраняется обнаруженная в предыдущем обзоре тенденция роста расходов в сфере ЖКУ и жилищного строительства бюджетов областей в ущерб “социальным” статьям бюджета. В сфере расходов на ЖКУ и ЖС заметен наибольший рост ожидаемого финансирования как в абсолютном (+4,2 трлн рублей), так и в относительном выражении (+41,9%) по сравнению с первоначальными планами, которые принимались в декабре прошлого года. На этом фоне особенно неожиданно выглядит фактическая заморозка расходов на образование и здравоохранение: их рост ожидается в пределах 1%.
Изменение совокупных расходов бюджетов областей и г. Минска по отдельным функциям выглядит следующим образом (в млрд рублей):
Функция | План | Уточнено | % |
ЖКУ и жилищное строительство | 9931.11 | 14091.62 | 41.9 |
Физкультура, спорт, культура и СМИ | 3302.99 | 4292.71 | 30 |
Национальная экономика | 12625.35 | 14222.73 | 12.7 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | 625.48 | 654.89 | 4.7 |
Здравоохранение | 10413.74 | 10504.07 | 0.9 |
Образование | 8874.96 | 8958.48 | 0.9 |
Национальная оборона | 44.28 | 44.47 | 0.4 |
Общегосударственная деятельность | 33401.51 | 31759.78 | -4.9 |
Социальная политика | 3127.49 | 2964.38 | -5.2 |
Охрана окружающей среды | 394.63 | 372.16 | -5.7 |
Как уже отмечалось в предыдущем обзоре, главными получателями дополнительных средств по статье “ЖКУ и жилищное строительство” оказываются строительные и коммунальные управления областных исполнительных комитетов.
В частности, Комитет по архитектуре и строительству Брестского облисполкома увеличил свой план по расходам на 65,8% с 1,18 трлн до 1,97 трлн рублей. Комитет по архитектуре и строительству Витебского облисполкома – на 37,9% с 859 млрд до 1,18 трлн. Управление ЖКХ Гомельского облисполкома – на 57,2% с 334 млрд до 525,5 млрд. Комитет по архитектуре и строительству Гродненского облисполкома - на 27,3% с 1,52 трлн до 1,94 трлн. Управление капитального строительства Миноблисполкома - на 31,6% с 1,4 трлн до 1,9 трлн. Комитет по архитектуре и строительству Могилевского облисполкома - на 28,7% с 983 млрд до 1,27 трлн.
Эти данные подтверждают серьезность намерений белорусских властей по реформе строительной отрасли республики. Вполне вероятно, что принятые с начала года строгие дисциплинарные меры (работа группы под управлением главы АП Кобякова), кадровые решения (вплоть до отставки руководства Минархитектуры и строительства) и антикоррупционные санкции вызваны как раз значительными размерами вливаемого в эту сферу государственного капитала. Ожидаемое дополнительное финансирование этого сектора на областном уровне в текущем году уже составляет 4,2 трлн рублей или в пересчете около USD 460 млн.
Что касается расходов по статье “Физкультура, спорт, культура и СМИ”, то рост наблюдается по соотв. сферам (физическая культура, спорт, и культура), а основное падение расходов на “Общегосударственную деятельность” приходится на нерасшифрованную статью “Другая общегосударственная деятельность”.
Базовый уровень: сельскохозяйственно-строительный уклон
В течение года в бюджеты 118 белорусских районов и 10 городов областного подчинения** было внесено 293 поправки, или в среднем 3 поправки в каждый бюджет. В результате, совокупные ожидаемые расходы выросли на 3,6% с 52,6 трлн до 54,5 трлн рублей.
Наибольшая активность наблюдается в бюджетах города Гомеля, а также Минского, Светлогорского, Сенненского и Шумилинского районов: в эти бюджеты изменения вносились по 5 раз. Наиболее строгая бюджетная дисциплина наблюдается в Ивановском, Крупском, Октябрьском и Солигорском районах: планы этих бюджетов остаются нетронутыми с декабря 2012 года.
Общая картина расходов и корректировок бюджетов районов и городов областного подчинения выглядит так (в млрд рублей, таблица интерактивная):
Изменение совокупных расходов бюджетов по отдельным функциям выглядит так (в млрд рублей):
Функция | План | Уточнено | % |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | 0.58 | 13.29 | в 22,9 раза |
Национальная экономика | 1492.53 | 2309.64 | 54.7 |
Национальная оборона | 6.81 | 9.34 | 37.2 |
Охрана окружающей среды | 33.03 | 40.79 | 23.5 |
ЖКУ и жилищное строительство | 10965 | 11696.6 | 6.7 |
Физкультура, спорт, культура и СМИ | 3040.85 | 3097.02 | 1.8 |
Образование | 19698.29 | 19913.2 | 1.1 |
Здравоохранение | 11956.39 | 12057.69 | 0.8 |
Общегосударственная деятельность | 2862.85 | 2709.66 | -5.4 |
Социальная политика | 2572.92 | 2396.72 | -6.8 |
Рост расходов по статье “Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности” во многом объясняется включением этой статьи в бюджетные сметы ряда районов в течение 2013 года. Поскольку ранее силовые функции белорусского государства финансировались преимущественно через республиканский бюджет, то активное включение данной статьи в местные бюджеты в текущем году логичнее всего объяснить идущей реформой правоохранительных органов, а именно “разгрузкой” силовых органов с целью более широкого привлечения гражданских властей к охране правопорядка. Если в начале года расходы по этой статье имелись в бюджетах лишь 4-х районов (Мостовского, Столбцовского, Слуцкого и Узденского), то по состоянию на сентябрь соотв. статья значилась в бюджетах уже 67 районов и городов.
Основной рост расходов по статье “Национальная экономика” приходится на сферу сельского хозяйства. В отличие от областного уровня, наибольший рост расходов по статье “ЖКУ и жилищное строительство” наблюдается не в строительном, а в коммунальном секторе – по статьям “Благоустройство населенных пунктов” и “Жилищно-коммунальное хозяйство”.
***
* В анализе не учитывались расходы бюджетов первичного уровня – сельских и поселковых Советов. Данные актуальны на 23 сентября 2013 г.
** В начале года принятые на 2013 год бюджеты городов Орши и Полоцка были включены в состав бюджетов Оршанского и Полоцкого районов. Для удобства отображения данных, в этой статье принятые в декабре 2012 года расходы бюджетов городов Орши и Полоцка были включены в состав первоначальных планов бюджетов Оршанского и Полоцкого районов соотв.