Главные вкладки

Открытые данные в журналистике

Журналист Симон Роджерс называет журналистику данных новым панком. Здесь есть звезды, Грэмми (даже три – Data Journalism Awards, Malofiej, Information Is Beautiful Awards) и многообразие форм (от лонгридов до интерактивной инфографики). Но метафора Роджерса в том, что панк показал: создать группу может любой. Доступность инструментов для обработки, анализа и визуализации данных открывают журналистику данных всем.

Тонкость в том, что даже бесплатные Google fusion tables, Tableau, Gephi, OutWit Hub, Google Refine все равно требуют усилий и опыта. Поэтому у профессионалов есть фора перед любителями. И журналистика данных на подъеме, несмотря на то, что монетизировать ее продукт сложно. Но редакции зарабатывают на авторитете, который она создает.

В данных находят истории (сравните причины пожаров Минска с возрастом столичных домов, например), экспертное мнение (набору данных нечего скрывать в отличие от чиновника и он не занят в отличие от «авторитетного эксперта») или способ развлечь аудиторию (интерактивы с именами новорожденных бьют рекорды просмотров в любой стране мира).

Если не брать в расчет расследования, для которых добываются скрытая информация, данные, с которыми работают журналисты, находятся в открытом доступе. И если они попадают под определение открытых данных (свободная лицензия и машиночитаемый формат, который можно легко «скормить» любому инструменту) с ними лишь проще работать. Хотя «лишь» здесь не к месту – это серьезно экономит время журналиста.