Оценка дорожной безопасности для велосипедистов в Республике Беларусь и в г. Минске
28 мая в ходе заседания 1-й первой сессии Молодежной палаты при Минском городском совете член комиссии по популяризации физической культуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни в молодежной среде Игорь Ильин внес 2 предложения (цитируется по материалу БелТА):
- О введении в ГАИ теоретического и практического экзаменов на право управления велосипедом в связи с тем, что “сейчас случается много ДТП с участием велосипедистов.”
- О нанесении дорожной разметки для велосипедистов на всех тротуарах города, поскольку по словам Ильина он “часто замечает, когда велосипедисты передвигаются по тротуару, нервничают пешеходы. Когда по проезжей части - волнуются водители.”
В 2013 году в городе Минске действительно был отмечен более чем 2-кратный рост количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими с участием велосипедистов. Всего таких ДТП в столице в прошлом году зарегистрировано 35 случаев против 16 в 2012 году. В 11 случаях ДТП произошло по вине велосипедиста (против 3 случаев в 2012), а в 24 случаях был совершен наезд автомобиля на велосипедиста (в 2012 г. - 13 случаев).
Однако, анализ данных за трехлетний период показывает, что уровень дорожной аварийности с участием велосипедистов в Минске в 2013 году находился на уровне 2011 года: [1]
ДТП с участием велосипедистов в Минске | 2011* | 2012 | 2013 | 2014* |
---|---|---|---|---|
ДТП по вине велосипедиста | 10 | 3 | 11 | 2 |
Наезд на велосипедиста | 21 | 13 | 24 | 5 |
ВСЕГО | 31 | 16 | 35 | 7 |
Ранено велосипедистов | 33 | 16 | 35 | 7 |
Погибло велосипедистов | 3 | 0 | 0 | 0 |
Таким образом, в этих данных следует обращать внимание не столько на рост аварийности с участием велосипедистов в 2013 году, сколько на причины снижения такой аварийности в 2012 году по сравнению с 2011 и 2013 гг. Также следует отметить, что позитивным моментом за указанный период является снижение до нуля смертности среди велосипедистов-участников ДТП.
Наконец, ограниченность данных только лишь трехлетним периодом не позволяет сделать однозначного вывода о существенном росте в Минске дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов в 2013 году, а также о росте рисков для безопасности пешеходов и водителей в столице.
Что касается республиканского уровня, то здесь наблюдается позитивная динамика снижения дорожной аварийности. Анализ данных УГАИ МВД РБ обнаруживает, что на протяжении периода 2007-2013 гг. в республике в целом постоянно снижается число дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими: [2]
Количество ДТП с пострадавшими в РБ
За 7 лет дорожная аварийность в Беларуси снизилась на 38%. Похожая динамика наблюдается и в столице: снижение аварийности за 7 лет составило 37%.
Количество ДТП с пострадавшими в Минске
В отношении велосипедистов-участников ДТП наблюдается снижение как количества пострадавших велосипедистов:
Ранено велосипедистов в ДТП в Республике Беларусь
… так и количества велосипедистов, погибших в ДТП:
Погибло велосипедистов в ДТП в Республике Беларусь
Выводы
В Республике Беларусь год от года наблюдается позитивная динамика снижения числа дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, в т.ч. с участием велосипедистов. Также следует отметить постоянное снижение числа ранений и смертей среди велосипедистов-участников ДТП.
В связи с указанной инициативой Молодежной палаты Мингорсовета о введении экзамена для велосипедистов с целью снижения аварийности представляется целесообразным более детально изучить причины снижения числа ДТП с участием велосипедистов в Минске в 2012 году. Кроме этого представляется целесообразным изучить также и причины ежегодного снижения числа ДТП с участием велосипедистов во всей республике.
Также целесообразно продумать возможное отрицательное влияние такой инициативы на практики здорового образа жизни в республике, поскольку экзамен на право вождения велосипеда может снизить мотивацию граждан пользоваться более экологичным видом транспорта и заботиться о своем здоровье.
Наконец, представляется целесообразным просчитать риски возможного лоббирования автошколами (или другими организациями, которые занимаются лицензированием) своих коммерческих интересов в случае введения такого экзамена.
***
[1] Данные собраны из ежемесячных обзоров УГАИ ГУВД Мингорисполкома “Состояние аварийности”, которые составляет отдел агитации и пропаганды УГАИ.
[2] Данные из сборника Белстата “Правонарушения в Республике Беларусь”. Минск, 2013.
* Данные за январь-ноябрь 2011 года. Данные за 2014 год ограничиваются периодом январь-май.