Главные вкладки

Трансформации государства: расходы местных бюджетов

На сайте экспертного сообщества Беларуси "Наше мнение" опубликована статья о бюджетной политике в Беларуси на местном уровне.
***

Анализ поправок, внесенных с начала года местными властями в бюджеты областей, районов и городов областного подчинения, обнаруживает две значимые и связанные между собой тенденции.

Во-первых, изменяется структура местных бюджетов в ущерб расходам на традиционные социальные функции государства: образование и здравоохранение. Можно утверждать, что на местном уровне Республика Беларусь постепенно превращается из «социального государства» в жилищно-коммунальное государство с физкультурным уклоном.

Соответственно, главными бенефициарами изменения бюджетной политики на местном уровне становятся организации и чиновники из жилищно-строительного, коммунального и отчасти спортивно-культурного секторов государственного хозяйства. Аграрии по-прежнему сохраняют высокое влияние, а представители секторов социальной политики, образования и здравоохранения оказываются наименее защищенными бюджетом, что подтверждается сокращением или крайне незначительным повышением расходов на них.

Областной уровень: строительный уклон сохраняется

В общем виде сделанные в течение года уточнения расходов областных бюджетов выглядят так (здесь и далее все суммы указаны в млрд рублей)*:

Область План Уточнено % Уточнений
г. Минск 25290.18 28122.98 11.2 5
Минская 8923.27 9728.65 9 3
Брестская 9314.53 10067.18 8.1 3
Гродненская 7797.53 8294.57 6.4 3
Гомельская 13451.64 14136.7 5.1 3
Могилевская 9202.83 9564.24 3.9 3
Витебская 8761.56 8869.16 1.2 6
ВСЕГО 82741.54 88783.48 7.3 26

Совокупный рост запланированных расходов областных бюджетов составляет 7,3%, в чем угадывается попытка догнать рост цен – в августе потребительская инфляция по стране составила 8,2% с начала года. При этом, в разрезе областей наблюдается существенный разброс по росту совокупных расходов: от 1,2% в Витебской области до 11,2% в столице. Сохранение такого положения дел до конца года может снизить для работников привлекательность бюджетного сектора Витебской, Могилевской, Гомельской и Гродненской областей, а также повысить риски, связанные с выполнением традиционных государственных функций в социальной сфере в указанных регионах.

Не менее интересные изменения наблюдаются в структуре совокупных бюджетных расходов. Как уже отмечалось ранее, наиболее заметной тенденцией 2013 года на уровне областных бюджетов стало значительное увеличение расходов на сферу жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства. Именно этот сектор становится виновником постепенного изменения структуры государственных расходов на областном уровне:

Функция План Уточнено %
Физкультура, спорт, культура и СМИ 3302.99 4732.7 43.3
ЖКУ и жилищное строительство 9931.11 14130.94 42.3
Национальная оборона 44.28 54.1 22.2
Национальная экономика 12625.35 14558.38 15.3
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 625.48 633.27 1.2
Здравоохранение 10413.74 10442.22 0.3
Образование 8874.96 8898.99 0.3
Общегосударственная деятельность 33401.51 32013.55 -4.2
Социальная политика 3127.49 2961.55 -5.3
Охрана окружающей среды 394.63 357.76 -9.3

В частности, увеличение ожидаемых расходов на сектор «ЖКУ и жилищное строительство» уже составило 4,2 трлн рублей. Главными получателями этого внушительного капитала являются строительные и коммунальные управления облисполкомов. Второе место по росту ожидаемых расходов занимает сектор «Национальная экономика»: здесь возросшие расходы идут преимущественно на нужды сельского хозяйства и попадают в распоряжение соотв. областных комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию.

Наибольшие опасения вызывает крайне незначительный рост расходов на сектора образования (0,3%) и здравоохранения (0,3%), что существенно отстает от уровня потребительской инфляции (8,2%), и особенно сокращение расходов на сектор социальной политики (-5,3%). Например, в результате внесенных поправок доля секторов образования и здравоохранения в совокупных расходах областных бюджетов сократилась с 10,7% и 12,6% до 10% и 11,8% соотв. При этом, доля сектора ЖКУ и жилищного строительства выросла с 12% до 15,9%.

Два указанных процесса – рост «несоциальных» расходов на фоне сокращения или заморозки социальных расходов – наблюдаются с февраля 2013 года. Это позволяет говорить, что в республике идет целенаправленная накачка бюджетными деньгами жилищно-строительного и аграрного секторов, а также спортивно-развлекательного сектора государственного хозяйства. Сохранение этой тенденции угрожает изменением структуры бюджетных расходов уже к концу текущего года, а также инерционным продолжением этого процесса в следующем году.

С другой стороны, именно согласованные действия местных властей по внесению поправок в бюджеты говорят о минимальном влиянии депутатов областных Советов на бюджетную политику на местах. Очевидно, что такие изменения управляются с более высокого уровня государственного управления. Поэтому сохраняется вероятность, что центральные власти при необходимости смогут быстро придать областным бюджетам их привычный социальный характер и подобающую структуру.

Базовый уровень: коммунальный и сельскохозяйственный уклон

С начала года в бюджеты 118 белорусских районов и 10 городов областного подчинения** было внесено 362 поправки, или в среднем 2,8 поправки в каждый бюджет. В результате, совокупные ожидаемые расходы выросли на 4,7% или с 52,63 трлн до 55,1 трлн рублей.

Наибольшая активность наблюдается в бюджетах Минского и Сенненского районов, в которые было внесено по 7 уточнений. Следом идут бюджеты Ветковского и Оршанского районов, которые уточнялись по 6 раз. И наоборот, наиболее строгая бюджетная дисциплина наблюдается только в бюджете Солигорского района, который с начала года остается без изменений.

В общем виде уточнения расходов бюджетов базового уровня выглядят так:

В разрезе основных функций, изменение совокупных расходов бюджетов базового уровня выглядит так:

Функция План Уточнено %
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 0.58 15.7 в 27 раз
Национальная экономика 1492.53 2581.61 73
Национальная оборона 6.81 9.47 39.1
Охрана окружающей среды 33.03 37.02 12.1
ЖКУ и жилищное строительство 10965 11810.64 7.7
Физкультура, спорт, культура и СМИ 3040.85 3121.61 2.7
Образование 19698.29 20130.51 2.2
Общегосударственная деятельность 2862.85 2926.16 2.2
Здравоохранение 11956.39 12062.78 0.9
Социальная политика 2572.92 2406 -6.5
ВСЕГО расходов 52630.05 55102.07 4.7

Значительный 27-кратный рост расходов на сектор судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности скорее всего связан с наделением местных властей дополнительными силовыми функциями в связи с реформой системы правоохранительных органов республики, и в частности МВД. Так, с начала года местные власти (отдельные должностные лица исполкомов) наделяются полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел в рамках КоАП. Соответствующие решения в массовом порядке принимаются местными Советами депутатов.

Основной рост расходов по статье «Национальная экономика» приходится на сферу сельского хозяйства. В отличие от областного уровня, наибольший рост расходов по статье «ЖКУ и жилищное строительство» наблюдается не в строительном, а в коммунальном секторе – по статьям «Благоустройство населенных пунктов» и «Жилищно-коммунальное хозяйство».

Как и на уровне областей, на уровне районов и городов областного подчинения рост расходов по социальным статьям бюджета – образование и здравоохранение – оказывается существенно ниже уровня инфляции: 2,2% и 0,9% соотв. Также наблюдается существенное сокращение расходов на сектор социальной политики – 6,5%.

Вносимые депутатами изменения отражаются и на структуре расходов: доля секторов образования и здравоохранения сокращается с 37,4% и 22,7% до соотв. 36,5% и 21,9% всех расходов. В свою очередь, доля сектора национальной экономики растет с 2,8% до 4,7%, а доля сектора ЖКУ и жилищного строительства – с 20,8% до 21,4%. Сохранение этой тенденции может привести к тому, что уже к концу 2013 года доля жилищно-коммунального сектора в бюджетах базового уровня превысит долю сектора здравоохранения, как это уже произошло на областном уровне.

----------

* По состоянию на 21 октября 2013 г.

** В начале 2013 г. произошло объединение бюджетов городов Орши и Полоцка с бюджетами Оршанского и Полоцкого районов соотв. Для удобства отображения, принятые в декабре 2012 г. первоначальные планы бюджетов Орши и Полоцка были добавлены к первоначальным планам бюджетов Оршанского и Полоцкого районов.