Главные вкладки

Обзор бюджета Минского района

С начала года депутаты Минского районного Совета уже 7 раз вносили поправки в бюджет района. Это пока самое большое число уточнений среди бюджетов всех 128 районов и городов областного подчинения в Беларуси. А с началом осени уточнения вносятся со скоростью 1 раз в месяц. Попробуем разобраться, что к чему.

Для справки. По данным Белстата, с начала года население района выросло почти на 2%: на 1 августа в Минском районе проживало 175 956 человек против 172 803 человек в январе. Количество жителей района, которые заняты в экономике, в январе-июле составило 117 300 человек или 66,6% от всего населения района.

За первое полугодие в организации Минского района поступило USD 112,8 млн прямых иностранных инвестиций на чистой основе или 6,8% всех ПИИ на чистой основе в республику. За январь-июль чистая прибыль организаций, зарегистрированных в районе, составила 1,38 трлн рублей или 4,5% чистой прибыли всех организаций страны. В январе-августе в районе было произведено 14% всей промышленной продукции республики.

В январе-июле организации Минского района поставили на экспорт продукции на USD 1,321 млрд (5,9% совокупного белорусского экспорта), импортировали на USD 1,885 млрд (7,6% совокупного импорта) и получили отрицательное сальдо внешней торговли в размере USD 564,8 млн (26,2% отрицательного сальдо республики). Минский район с большим отрывом лидирует по объему розничного товарооборота на душу населения.

Теперь смотрим как район планирует получить доходы в этом году. В общем виде изменение плана по доходам бюджета выглядит так (все суммы в млрд рублей):

Наименование План Уточнено %
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 1139.84 1302.27 14.25
Налоги на доходы и прибыль 686.33 766.33 11.66
Налоги на собственность 169.36 246.55 45.58
Налоги на товары (работы, услуги) 270.48 275.49 1.85
Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы 13.68 13.90 1.61
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 64.95 97.53 50.16
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности 10.34 18.41 78.05
Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности 41.44 64.80 56.37
Штрафы, удержания 6.62 6.96 5.14
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 50.00 86.47 72.94
ВСЕГО доходов 1254.80 1486.27 18.45

Большая часть ожидаемых доходов приходится на налоговые сборы - 87,6% всех поступлений в бюджет. По налоговым доходам ожидается наибольший прирост в абсолютном выражении: +162.43 млрд рублей или +14,25% по сравнению с первоначальным планом. Доля безвозмездных поступлений в бюджет невелика - всего 5,8%. Теперь подробности по отдельным видам доходов:

Наименование План Уточнено %
Доходы от продажи земельных участков в частную собственность гражданам, негосударственным юридическим лицам, собственность иностранным государствам, международным организациям 3.20 7.20 125.14
Налог на прибыль 20.87 42.87 105.42
Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности 8.69 16.34 87.98
Доходы от сдачи в аренду земельных участков 18.98 30.08 58.49
Земельный налог 64.77 102.09 57.61
Налог на недвижимость 101.39 134.56 32.72
Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов 8.88 10.88 22.51
Подоходный налог с физических лиц 665.46 723.46 8.72
Налог на добавленную стоимость 94.79 94.79 0.00

Самое интересное - нетронутый план по сбору НДС на фоне двукратного увеличения плана по сбору налога на прибыль. Не менее интересны первая и третья строки таблицы: эти статьи доходов могут быть прямо связаны с готовящейся приватизацией госимущества.

Теперь расходы. В целом их рост согласован с ростом ожидаемых доходов и составляет 18,6%. В разрезе основных функций картина расходов выглядит так:

Функция План Уточнено %
Национальная экономика 16.81 144.21 757.72
Общегосударственная деятельность 48.11 117.95 145.15
Физкультура, спорт, культура и СМИ 40.56 52.28 28.91
Образование 330.70 348.23 5.30
Здравоохранение 168.28 176.56 4.92
ЖКУ и жилищное строительство 594.84 597.42 0.43
Национальная оборона 0.02 0.02 0.00
Социальная политика 35.47 27.53 -22.40
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности - 0.66 +0.66 мрд
ВСЕГО расходов 1234.80 1464.87 18.63

Расходы по статье "Национальная экономика" растут благодаря росту расходов на Сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность (с 8,1 до 132,6 млрд рублей), а именно по загадочной подстатье "Прочие вопросы в области сельского хозяйства" - с 5 млрд до 127 млрд рублей.

Рост расходов по статье "Общегосударственная деятельность" также сложно расшифровать, потому что он приходится на подстатью "Резервные фонды" (дополнительно почти 20 млрд). В сентябре в статью "Общегосударственная деятельность" были добавлены расходы на межбюджетные трансферты (+50 млрд), что более чем в 2 раза увеличило расходы по основной статье. Межбюджетные трансферты предназначены нижестоящим бюджетам.

И наконец данные по некоторым распорядителям средств бюджета Минского района:

Ведомство План Уточнено %
Управление сельского хозяйства и продовольствия райисполкома 10.51 132.83 1163.66
Финансовый отдел райисполкома 63.72 147.32 131.19
Минский районный исполнительный комитет 39.17 61.8 57.76
Открытое акционерное общество «Минский районный комбинат бытового обслуживания населения» 1.19 1.86 57.1
Минский районный архив 0.12 0.19 54.99
Производственное коммунальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Минского района» 317.71 339.1 6.73
Учреждение здравоохранения «Минская центральная районная больница» 168.28 176.56 4.92
Управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома 16.96 17.55 3.52
Государственное учреждение «Редакция газеты «Прысталiчча» 0.18 0.18 0
Минская районная организация общественного объединения БРСМ 0.01 0.01 0
Минский филиал государственного предприятия «Миноблтопливо» 4.1 3.87 -5.68
Коммунальное унитарное предприятие «УКС – стройинвест» Минского района 226.6 187.96 -17.05

Рост бюджета Управления сельского хозяйства и продовольствия и Финансового отдела райисполкома описан выше - это загадочные "прочие расходы" на сельское хозяйство, а также межбюджетные трансферты.