Главные вкладки

Данные и город

Общественные центры Минска, определенные по плотности объектов обслуживания (https://medium.com/minsk-urban-data-research/local-centers-and-public-places-82de27d9e4b9)

ВСТУПЛЕНИЕ К СЕРИИ

Каждую секунду в белорусских городах производятся, собираются и анализируются огромные объемы данных обо всех аспектах нашей жизни в городе. Данные генерируются, когда мы прикладываем электронный билет к валидатору, сигналами датчиков GPS в автобусах и умных светофоров, когда мы чекинимся в баре на Зыбицкой или Октябрьской или просто не выключаем GPS-трекер, чтобы пользоваться Google/Яндекс картами на смартфоне. Большая часть этих данных накапливаются у гигантских транснациональных корпораций и обслуживает в первую очередь их деловые интересы. Государственные органы или общественные инициативы зачастую имеют доступ только к малой части того, что уже сейчас собирается и анализируется. При этом знания и инструменты для анализа этих данных доступны, как никогда. Пожалуй, именно сейчас настало время задавать вопросы и учиться отвечать на них с помощью городских данных:

  • Как улучшить общественный транспорт на основании данных о сезонных и ежедневных пассажиропотоках?
  • Какие общественные пространства нужны городам?
  • Какие изменения улучшают, а какие ухудшают экологическую, транспортную и социальную ситуацию в городе?

 

Всё это можно делать как в рамках научных исследований (такие примеры есть и в Беларуси), так и в формате блог-постов, журналистских расследований и просто для интереса. Мы начинаем серию статей в нашем блоге, чтобы поднять эти вопросы и рассмотреть примеры использования городских данных во благо как можно большего количества горожан.

 

Какие еще данные можно собирать и использовать для улучшения белорусских городов? Какие риски в первую очередь актуальны для Беларуси? Надеемся на начало дискуссии со всеми заинтересованными горожанами — мы будем рады обсудить, что уже делается у нас или в похожих ситуациях за рубежом. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в следующих статьях серии:

 

Городские данные - Роль анализа данных в управлении современным городом и как они способны его улучшить

Городские данные - Городские данные и демократия

Городские данные - Проблема больших данных

Городские данные - О данных коммунальных служб на примере службы 115.бел

Городские данные - Данные о качестве воздуха: стоит ли беспокоиться и как мониторинг воздуха помогает другим городам?

 

РОЛЬ ДАННЫХ В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫМ ГОРОДОМ И КАК ОНИ СПОСОБНЫ ЕГО УЛУЧШИТЬ

 

АНАЛИЗ БОЛЬШИХ ДАННЫХ КАК ТЕХНОЛОГИЯ

Технологии с начала времен позволяли городам точнее отвечать потребностям обитателей и улучшать условия их жизни. Подобным образом, использование больших данных для управления городом обещает повысить качество управления городом в режиме реального времени, улучшить работу городской инфраструктуры и повысить ее устойчивость, а также упростить участие граждан в принятии решений в городе.

 

Возможность анализа больших данных, как и любая новая технология, является не только возможностью, но и вызовом. Доступная уже сегодня информация может быть настолько детальна, что запрос исследования должен быть хирургически точным: в противном случае вместо нового знания мы создадим почву для очередных необоснованных спекуляций. Важно контролировать, чтобы применяемый метод исследования городских данных не был дискриминирующим. Для этого необходимо оценивать, кому доступны сервисы, на которых мы собираем цифровые «следы» активности и присутствия людей. К примеру, люди старшего возраста оставляют слабый цифровой «след»: они склонны выражать свое мнение через телефонные звонки и написание писем.

 

 

АНАЛИЗ ДАННЫХ ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ ЗАТРАТ

Любая технологическая революция — это возможность сбалансировать и улучшить доступность государственных и частных услуг. Одним из недавних примеров этого является так называемая «мобильная революция» в Африке (https://10innovations.alumniportal.com/africas-mobile-revolution.html). Там все платежи выполняются через мобильный телефон — из-за высокого уровня преступности и отсутствия функционирующей «аналоговой» платежной системы. Разумеется, это не совсем то же самое, что создание системы сбора и анализа больших городских данных. Тем не менее, города в развивающихся странах могут строить инфраструктуру на основе новых, более производительных технологий. Их развитие и масштабирование уже оплачено более богатыми странами и городами, которым также пришлось иметь дело с проблемами и решать их. Так, БПС-Сбербанк продает технологию оплаты карточкой, которую они разработали на основе уже существовавших, и поэтому нам не нужно платить за ее создание с нуля. Обратной стороной процесса является то, что обладатели технологии контролируют все данные и, на правах монополиста, определяют цену в одностороннем порядке.

 

 

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭКОЛОГИЯ

Активное использование данных дает возможность создавать новые блага для общества, не тратя на это больше энергетических и материальных ресурсов (http://theconversation.com/the-decoupling-delusion-rethinking-growth-and-sustainability-71996). Это согласуется с целями устойчивого развития, однако повышение эффективности любой технологии может быть полностью компенсировано тем, как ей пользуются люди. Более высокая эффективность передачи электроэнергии может компенсироваться тем, что электроприборов в доме станет больше, а рост топливной эффективности автомобиля или снижение его выбросов может компенсироваться тем, как часто и как далеко на нем будут ездить. Речь об эффекте отскока (https://editors.eol.org/eoearth/wiki/Rebound_effect) и эффекте компенсации риска, (https://en.wikipedia.org/wiki/Risk_compensation) которые совместно помогают объяснить, почему экономия денег населения за счет лучших технологий вовсе не обязательно ведет к спасению природы и повышению качества жизни. Как и любая другая технология, сбор, обработка и анализ данных сами по себе не изменят ситуацию и должны сочетаться с вниманием к социальной и экологической стороне вопроса.

 

 

НОВОЕ ПОНИМАНИЕ ГОРОДА

Новые знания в области цифровой антропологии, социологии, географии могут помочь получить качественно новые знания о том, чем является город и какова структура его проблем. Примером использования этого знания при планировании государственной политики является гарвардский проект Opportunity Insights (https://opportunityinsights.org/paper/cmto/), который помогает оценить, каким образом проживание в том или ином районе города соотносится с качеством жизни горожан, включая уровень их дохода, состояние здоровья и продолжительность жизни и даже шансы на успешное будущее для их детей.

Opportunity Insights. Место рождения и успех в дальнейшей жизни (https://www.opportunityatlas.org

 

В городском контексте несложно найти способы заметно улучшить качество принимаемых решений с помощью анализа данных. Так, генеральные планы городов часто «не замечают» общественных пространств и локальных центров. Это касается в особенности тех пространств, что создаются самими жителями или малым бизнесом. Формальная методика разработки городских планировочных документов основана на определении мест, похожих на те, что эксперт уже видел. Из-за этого в документах пренебрегают важными для местных жителей общественными пространствами и локальными центрами из чисто эстетических соображений и в силу непонимания их образа жизни. Впрочем, именно государственный сектор может и должен сформулировать новые стандарты и способы оценки качества жизни и проектирования городов, основанные на анализе больших данных. (https://www.neighbourlytics.com/blog/2020/3/10/launch-cities-wellbeing-vs-liveability-how-to-measure-data

 

Локальные центры спального района Серебрянка, найденные при помощи анализа points of interest карт Google. (https://medium.com/minsk-urban-data-research/local-centers-and-public-places-82de27d9e4b9

 

Использование данных, полученных напрямую от горожан-пользователей различных сервисов, дает возможность гораздо лучше понимать, где они в реальности проводят время. Локальные центры можно обнаружить, картируя, к примеру, заявки на строительство объектов торговли и общественного питания, точки нелегальной (сезонной) торговли, а также нарушения, такие как нелегальная парковка, переходы на красный свет и места, где остается много мусора. Места, которые имеют высокую ценность в глазах горожан, можно найти, например, картируя теги в Instagram и Twitter, упоминания в поисковиках и прессе, а также общественные мероприятия и заявки на их проведение.

 

Дамиано Черроне — От городского планирования к планированию взаимодействий в городе (https://popupcity.net/observations/how-urban-planning-is-turning-into-interaction-planning/)

 

 

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Данные городских служб могут и должны использоваться не только по своему изначальному и «прямому» назначению — не просто для анализа их эффективности, но также как «сырье» для широкого спектра исследований. К примеру, сервис 115.бел, через который горожане впервые могут напрямую общаться с обслуживающими организациями, организует этот процесс через централизованную систему. Доступ к этим данным позволяет создать предиктивные модели и планировать ремонтные работы, оценивать работу ЖЭСов и качество жизни горожан. Суммируя: у муниципальных данных множество вариантов использования, суть которых сводится к небывалой детальности понимания ситуации и возможности точного управления процессами.

Сервис 115.бел позволяет оценить не только реальную ситуацию в сфере коммунальных услуг и комфорта жизни, но также активность горожан.

 

 

ДАННЫЕ ОТ ЧАСТНЫХ КОМПАНИЙ

Данные, которые генерируются частными компаниями, очень ценны: рейтинги объектов с карт Google можно использовать для оценки качества жизни и поиска неблагополучных районов. Google, Facebook, Яндекс и подобные компании владеют самыми актуальными и детальными  данными о поведении людей, у них работают лучшие математики, которые обрабатывают данные и делают самые лучшие исследования. Увы, эти компании не очень активно делятся данными своих пользователей, а на основе этих данных они в основном продают  таргетированную рекламу. Едва ли что-то, кроме вмешательства правительства и массового бойкота ценных сотрудников, способно заинтересовать (и заставить) их сотрудничать с государственным сектором и уж тем более общественностью. Разумеется, есть и примеры кооперации, такие как Яндекс Транспорт. Тем не менее, в силу отсутствия национальных законов технологический компании действуют в таких ситуациях с позиции силы. Они предоставляют ограниченный доступ к информации, полностью контролируя качество и количество доступных данных.

 

Примером конфликтов в вопросе дата-центричного городского развития может служить провальная попытка компании Alphabet (владельцев бренда Google) построить в Торонто целый городской район с нуля (https://www.sidewalktoronto.ca). Процесс проектирования шел с ограниченным участием граждан в обсуждениях, что сначала поставило проект на паузу, (https://www.nytimes.com/2020/03/10/world/canada/toronto-sidewalk-labs-google.html), а недавно привело к его внезапному закрытию (https://www.theguardian.com/technology/2020/may/07/google-sidewalk-labs-toronto-smart-city-abandoned). Аналогичные проблемы возникли и у создателей еще одного продукта Alphabet, компании Replica, предоставляющей услуги в области строительства и оптимизации транспортных систем. Выяснилось, что они не только не готовы объяснить происхождение используемых данных, но, возможно, вообще технически не способны этого сделать. (https://www.fastcompany.com/90465315/this-startup-wants-to-help-smart-cities-but-they-still-dont-know-where-its-data-comes-from)

 

Характерен и прокси-конфликт департамента транспорта Лос Анджелеса и Uber. Первые хотят получить данные о поездках, вторые не хотят их давать. После поражения в суде (https://www.citylab.com/transportation/2020/02/los-angeles-transportation-data-mobility-scooter-mds-uber/606178/) для защиты своей позиции Uber сколотили коалицию НГО, которые на первый взгляд борются за охрану приватности персональных данных, но на самом деле служат тому, чтобы скрыть суть вопроса. (https://cities-today.com/uber-forms-privacy-coalition-to-stop-city-data-collection/)

 

ВЫВОДЫ

Современные городские технологические решения, основанные на цифровизации и анализе больших данных, дают реальный шанс повысить качество и государственных сервисов, и в целом жизни горожан, экономить ресурсы государственного и частного сектора, а также облегчить горожанам доступ к участию в общественной жизни и политических процессах. Чтобы достичь этих целей, необходимо учитывать потребности граждан и обеспечивать общий доступ к технологиям (смартфонам, мобильному интернету, интернет-банкингу и так далее) перед тем, как разворачивать на их основе решения для массового использования.

 

При этом нельзя забывать о риске потерять контроль над распространением информации, ограничении участия граждан и государственного сектора в принятии решений из-за приватизации данных, а также слабой подотчетности корпораций обществу. Эти и другие проблемы будут более подробно раскрыты в следующей статье.

Эта статья начинает нашу серию публикаций о городских данных. Другие посты из этой серии:

2) О данных коммунальных служб на примере службы 115.бел

3) Городские данные и общество

4) Граждане-датчики — умный город как совместное действие. Часть 1.